Игра в Тонк
Я считал партии. Они не хуже ходиков отмеряли время нашей жизни в братстве Черного Отряда.
Костоправ
Да я карьеру сделал благодаря исключительно тонку. Если не можешь обыграть бродячего шулера, рискуешь из Отряда вылететь.
Мурген
Тонк – карточная игра для двух или более игроков. Для игры нужна стандартная колода для покера в 52 карты. Каждому игроку сдается 5 карт. Остальные карты кладутся рубашкой вверх в колоду. Верхняя карта из колоды снимается и кладется рядом картинкой вверх – это куча. Далее определяется ставка – она может быть произвольной.
Карты с картинками (Валет, Дама, Король) стоят по 10 очков, Туз – 1 очко, Двойка – 2 очка, Тройка – 3 очка и так далее, Десятка – 10 очков.
Тонк – это оказавшаяся сразу после раздачи на руках у игрока комбинация карт с общей суммой очков либо 15 или меньше, либо 49/50.
Сразу после раздачи карт игроки проверяют их на Тонк. Если у игрока оказался Тонк, то он должен завопить «Тонк!» и открыть карты. Каждый из игроков без Тонка должен выплатить игроку, у которого оказался Тонк (если Тонк оказался сразу у нескольких игроков — каждому из них), удвоенную ставку. «Тонк!» можно кричать только сразу после раздачи, если аналогичная комбинация оказалась у кого-то из игроков уже в процессе игры, это не Тонк.
Если ни у кого из игроков не оказалось Тонка, игра продолжается обычным образом: игроки ходят по кругу, первым — тот, кто сидит слева от сдававшего. В свой ход у игрока есть два варианта поведения на выбор:
Первый: открыться и попытаться выиграть игру. Игрок открывает свои карты и объявляет сумму очков. Остальные игроки также открывают свои карты. Если у открывшегося игрока самое маленькое количество очков среди всех игроков, он выигрывает и все остальные игроки выплачивают ему ставку. Если же у игрока, открывшего карты, количество очков не наименьшее, он выплачивает удвоенную ставку каждому игроку с таким же или меньшим счетом. Игроки, у которых количество очков больше, чем у открывшего карты, выплачивают обычную ставку игроку с наименьшим количеством очков среди всех (если таковых несколько – каждому из них).
Второй: если игрок не открылся, то он должен взять либо верхнюю карту из колоды, либо верхнюю карту из кучи.
Далее, если на руках у игрока оказалась группа из трех или четырех карт одного номинала или последовательность из трех или более карт одной масти, идущих подряд (порядок: Туз, Двойка, Тройка, …, Десятка, Валет, Дама, Король), то он может выложить эту группу карт на стол перед собой. При подведении итогов очки выложенных таким образом карт не учитываются.
Также игрок может добавлять карты той же масти к уже выложенным на стол последовательностям карт, причем с любого конца последовательности и не только к своим, но и к выложенным картам других игроков. Карту можно добавлять и к уже выложенным трем картам одного номинала (своим или других игроков).
Если после этого на руках у игрока остались карты, он должен сбросить одну карту в кучу (картинкой вверх). Карту, которую взяли в начале хода из кучи, сбросить нельзя. Исключение: если это единственная оставшаяся карта, сбросить ее можно.
Если игрок сумел избавиться от всех своих карт в течении хода – он выиграл и все остальные игроки выплачивают ему ставку. В противном случае ход переходит к следующему игроку.
Примеры
Обозначения: п – пики, т – трефы (крести), б – бубны (буби), ч – черви, В – Валет, Д – Дама, К – Король, Т – Туз.
Играют: Костоправ, Гоблин, Элмо.
Первый пример
Элмо сдает:
Костоправ: 10п 8б 8ч 5п 4т = 35
Гоблин: Кт 10т 3т 2п Тч = 26
Элмо: Дч 8т 6б 2т 2б = 28
куча: 5т
Сразу после раздачи все проверяют свои карты на Тонк – на этот раз его ни у кого нет. Костоправ не хочет брать 5т из кучи, поэтому он тянет из колоды 6п и сбрасывает в кучу 10п. Гоблин тянет Тт и сбрасывает Кт. Элмо тянет 7п, сбрасывает Дч. Итого, после первого круга ходов:
Костоправ: 8б 8ч 6п 5п 4т = 31
Гоблин: 10т 3т 2п Тт Тч = 17
Элмо: 8т 7п 6б 2т 2б = 25
куча: Дч
Костоправ тянет 8п, выкладывает три карты одного номинала (8п, 8б, 8ч) на стол и скидывает 6п. Гоблин тянет 3п и скидывает 10т. Элмо тянет 7ч докладывает к 8кам Костоправа 8т и скидывает 6б Итого:
Костоправ: 5п 4т = 9 (на столе: 8п, 8б, 8ч, 8т от Эльмо)
Гоблин: 3п 3т 2п Тт Тч = 10
Элмо: 7п 7ч 2т 2б = 18
куча: 6т
На следующем ходу Костоправ открывается с 9 очками. Поскольку его общее количество очков меньше, чем у Гоблина и Элмо, то он выигрывает, и Гоблин с Элмо выплачивают ему по ставке.
Второй пример
Элмо сдает:
Костоправ: Дт 10п 9п 6ч 5ч = 40
Гоблин: Вт 10т 4п 4т Тп = 29
Элмо: 8п 7ч 5б 2б Тб = 23
куча: Дб
Костоправ тянет Вп, выкладывает на стол 9п, 10п, Вп и скидывает Дт. Гоблин берет сброшенную Костоправом Дт, выкладывает на стол 10т, Вт, Дт и скидывает 4п. Элмо тянет 10ч, потом добавляет 8п к картам, выложенным Костоправом, а 10ч скидывает в кучу. Итого:
Костоправ: 6ч 5ч = 11 (на столе: 8п (Элмо), 9п, 10п, Вп)
Гоблин: 4б Тп = 5 (на столе: 10б, Вб, Дб)
Элмо: 7ч 5б 2б Тб = 15
куча: 10ч
Костоправ думает, что вряд ли сможет выиграть у Гоблина, так как видел, что тот отказался от четверки, так что он тянет 9ч, она ему не нужна, и он ее скидывает. Гоблин открывается c 5 очками и выигрывает.
Текст правил и примеров является вольным переводом с оригинала by John P. Speno с использованием существующего перевода на русский язык. Материал взят с сайта РИ “Черный отряд” МГ JNM и несущественно переработан. МГ “Лестница в Небо” благодарит МГ “JNM” за материалы.