Черный Отряд
24-28 июля 2019

Правила по медицине

Версия от 23.06.2019

Оглавление

  1. Терминология
  2. Медицина — пациенту
  3. Всем лекарям и желающим ими стать
  4. Книга лекаря — обязательный атрибут профессии
  5. Ресурсы в медицине
  6. Госпитали, их статус и антураж
  7. Врачебное искусство
  8. Лечение ран или хирургия
  9. Воздействия (зелья и болезни)
  10. Эпидемии
  11. Рецепты и зелья
  12. Создание новых рецептов
  13. Структура рецепта и исторические источники
  14. Новый рецепт
  15. Опыты и эксперименты
  16. Обучение медицине
  17. Обучение с нуля
  18. Совершенствование навыков
  19. Вам понадобится мастер: когда?

“Прогресс медицины положит
конец той либеральной эпохе,
когда каждый умирал себе, когда пожелал”
Станислав Ежи Лец

При создании этих правил были использованы идеи и правила по медицине игр “Железный Трон”, “Ведьмак. Большая игра” и, конечно, всех тех, на которых мастера были и так или иначе вдохновлялись их достижениями.

Терминология

Лекарь – это профессия, обладатель которой умеет лечить и обучать лечению, обладает нужными знаниями и навыками. Приведенные ниже правила — про них.

Зелье – все, что принимается внутрь для получения эффекта (воздействия).

Штамм – все, что имеет контактный эффект. Моделируется чипом – наклейкой. 

Источник заражения – предмет, связанный с появлением конкретных эпидемий. Моделируется предметом в игре с наклейкой штамма (не одежда, не посуда).

Рецепт – текст с игровой и игротехнической составляющими, позволяющий изготавливать описанное в нем зелье, штамм или источник заражения с использованием указанных в нем ингредиентов.

Карточка болезни – карточка с закрытыми полями, которые открываются последовательно, начиная с первого. «Заболевший» персонаж должен иметь карточку при себе и следовать указаниям на ней.

Ингредиент (ресурс) – все, что требуется для изготовления зелья или штамма по рецепту.

Воздействие – эффект, наложенный на персонажа (или локацию/ограниченную игровую зону).

Травма – постоянный негативный эффект, который может быть получен различным образом (например, быть следствием посещения особых мест или действий персонажей с особыми навыками). В медицине — в результате удаления у пациента какого-либо органа или неудачного лечения (в случае лечения – самый редкий исход). В том случае, если пациент получает травму от медицинских манипуляций в госпитале, тип травмы для него из возможных выбирает врач. Вылечить травму сложно, но можно.

Медицина — пациенту

“Цель медицины заключается в том,
чтобы люди умирали настолько молодыми,
насколько это возможно.”
Эрнст Уиндер

Если вы пациент, есть некоторые вещи, которые вам стоит знать.

Если вы случайно нашли или каким-то образом получили книгу лекаря без особых мастерских пометок (см. правила по библиотекам и текстам), передайте ее ближайшему региональному мастеру или владельцу, указанному на первой странице.

Попасть к медикам вы можете по следующим причинам:

  1. Легкое ранение (в соответствии с правилами по боевым взаимодействиям). Требует перевязки (можно самостоятельно), иначе каждые 15 минут после конца боевого взаимодействия раненый теряет по 1 хиту. Перевязка позволяет легкому ранению не “ухудшать” состояние пациента, но хитов не восстанавливает, и необходимо все время носить на видном (раненом) месте “окровавленную” повязку. 
  2. Тяжелое ранение (в соответствии с правилами по боевым взаимодействиям). Не позволяет самостоятельно передвигаться и громко говорить, пользоваться оружием. Требует перевязки стороннего человека, иначе через 15 минут после конца боевого взаимодействия персонаж умирает. Перевязка дает вам еще 1,5 часа, прежде чем персонаж умрет, если рану не вылечить. Легкое ранение, ставшее тяжелым, все еще можно перевязать.
  3. Вы обнаружили на себе (своей одежде, вещи у вас в руках) или получили от игротеха в данже/после него наклейку – чип. Или – получили напрямую стреч-карту с закрытыми полями. Скорее всего, вы заболели. Если на наклейке написан эффект, следуйте ему. Если это карта, откройте первое поле и следуйте указаниям. Иначе — покажите предмет региональному мастеру. 
  4. Вы обнаружили на воротах своей (чужой?) крепости, на доске объявлений или просто в людном месте в городе карточку болезни размером А4 (вне зависимости от числа вскрытых полей). В этом месте —  вспышка эпидемии. Можете сообщить о ней жителям (или нет). Если вы сообщите об этом чипе лекарю, он будет знать, что делать.

С ранениями и заболеваниями вы можете обратиться к лекарю (говорят, великие маги также могут лечить ранения и болезни, но не всякий рискнет обратиться к ним). 

ВАЖНО! После или в процессе лечения вам необходимо рассказать врачу что-то важное для персонажа на данный момент жизни, то, что его волнует. Важность определяется как ценностью для персонажа, так и игровой ценностью – ваш рассказ должен содержать в себе привязку к игровым событиям в той или иной форме. Например: «Стеганка натирает» – это НЕ важно, а «Опять Душелов на штурм северной крепости гонит, а я даже в бордель ни разу за день не выбрался!» или «Мне леди Маргарита поручила тайное письмо в Розы, а я его не донесла из-за этих разбойников» – вполне. При каждом лечении стоит рассказывать разные факты игровой жизни. 

Мы рекомендуем выжившим пациентам рассказывать что-либо, что в иных обстоятельствах они предпочли бы скрыть: долги, обещания, нелицеприятные поступки и намерения. Если ваш персонаж умирает в процессе лечения, рекомендуем рассказать врачу что-либо значимое и хорошее: о ком он заботился и кто остался без его заботы, кому он помог или кого спас, что хорошего он сделал или планировал сделать для других.

Медик при лечении ран или воздействий может дать вам выпить зелье. Мы рекомендуем отыгрывать его водой — это безопасно. Также в обычных обстоятельствах вам могут предложить зелье в виде чая, кофе и т.д. – любой еды или питья. Предупреждать, что это зелье, вас не обязаны. Но пить или нет – решать вам. Если вы выпили зелье, вам немедленно покажут сертификат с эффектом. Если сертификат не предъявлен, (его нет с собой, например) – эффект не сработал.

ВАЖНО! Сертификат на зелье действителен только при наличии мастерской печати. Штаммы и карточки болезни являются уникальными чипами и печати не требуют.

В результате открытия полос карточки болезни, времени, медицинских манипуляций и т.д. возможны исходы:

  1. Вы поправились.
  2. Вы поправились, но в силу сложности раны или трагической случайности ваши возможности ограничены и у вас травма (эффект травмы вам сообщит лекарь). 
  3. Вы скончались. Увы.

Если болезнь или рана настигли вас перед «тихим часом», все эффекты на это время «замораживаются» и возобновляют свое действие с его окончанием. Операции, варка зелий и другие модельные игровые действия в это время не производятся.

Если вы только пациент, все остальное можете не читать.

Всем лекарям и желающим ими стать

“Искусство медицины состоит из трех элементов: болезнь, больной и врач”
Гиппократ

Книга лекаря — обязательный атрибут профессии

Любому лекарю необходимо иметь игровую, непобираемую книгу лекаря – это непременный атрибут профессии, лечить, исследовать и т.д. без нее никак нельзя.

Технические требования к книге лекаря:

Книга должна быть легко читаема для любого человека, то есть вести ее нужно на русском языке без шифрования. На первой странице должно быть указано имя или прозвище владельца книги, чтобы при случайной потере можно было ее вернуть.

В ней хранятся все доступные персонажу рецепты и модельные возможности (лечение ран, хирургия) — обязательно с мастерскими печатями. В ней фиксируются все проведенные персонажем операции и исследовательские действия.

Антураж книги – на усмотрение лекаря. 

Общие правила обращения

Именная книга закреплена за определенным персонажем и может находиться только у него. Заполнять книгу может только лекарь, которому она принадлежит. 

Подделать такую книгу нельзя, она существует единовременно в единственном экземпляре. Что-то вымарывать или вырывать страницы из книги нельзя, кроме первой страницы в ситуации описанной ниже.

Лекарь не обязан иметь книгу при себе все время. Но она является игровым предметом – любой персонаж может открыть книгу и прочитать или переписать из нее любую информацию. Но! Забрать книгу с собой нельзя – перемещать ее может только владелец.

Если вы случайно нашли или каким-то образом получили книгу лекаря без особых мастерских пометок (см.правила по библиотекам и текстам), передайте ее ближайшему региональному мастеру или владельцу.

Если владелец книги сам, по каким-то причинам, хотчет избавиться от книги, он может вынуть или вымарать из нее данные о своем имени (но только их!) и передать книгу в любую библиотеку. 

Если вы потеряли книгу, сообщите об этом ближайшему региональному мастеру. Если она найдется, мы вернем ее владельцу.

Если лекарь избавился от книги сдав ее в библиотеку или потерял, он может завести новую (помните, украсть или отнять книгу нельзя). Хирургический модельный прогресс при этом теряется (см. лечение ран и хирургии). Лекарь может записать в новую книгу рецепты и зачиповать их, так же, как во всех остальных случаях. 

Уточнения по ведению книги

В начале книги фиксируется стартовый «хирургический набор» лекаря — число белых и черных камней, (см. Лечение ран или хирургия). Если в начале игры этот набор отличается от стартового, он фиксируется мастерской печатью. Затем – стартовые рецепты. По мере развития лекаря там могут появляться:

  1. Новые рецепты;
  2. Протоколы операций;
  3. Записи о перенаборе камней;
  4. Журналы исследования новых рецептов.

Ресурсы в медицине

Для лечения ран (или хирургии) вам нужны:

  • госпиталь;
  • антураж (в соответствии с концепцией отряда);
  • книга лекаря;
  • мешочек лекаря, содержащий белые и черные камни (см. Лечение ран или хирургия);
  • один красный камень.

Камни лекарь может привезти сам (вам понадобится, в зависимости от интенсивности операционной деятельности, в среднем 8-12 белых камней и 1-4 черных). В ином случае камни ему будут выданы мастером по медицине или региональным мастером.

Для создания некоторых зелий и штаммов, а также проведения исследований дополнительно вам потребуются ресурсы:

  1. Деньги;
  2. Органы человека;
  3. Уникальные травы и предметы (требуются крайне редко, где и как их искать узнавайте по игре);
  4. Другие штаммы или источники заражения.

Мы считаем (тут есть некоторая модельная условность), что из каждого человека можно извлечь органы двух типов:

  1. Жизненно важные
    • Мозг
    • Сердце
  2. Второстепенные
    • Кровь
    • Лимфа
    • Желчь

Из каждого человека можно извлечь до двух органов (всего).

Категория и число извлекаемых
органов
Результат для донора
Один жизненно важный
Смерть
Один второстепенныйЛегкое ранение + травма*
Два второстепенныхСмерть
Один второстепенный,
один жизненно важный
Смерть
Один жизненно важный,
один второстепенный
Невозможно: пациент умер еще на первом
этапе. Результат: один жизненно важный

* Травмы в этом случае «слабость ног», «слепота» или «уродство» на выбор лекаря из возможных (две слепоты или слабости, например, у одного персонажа быть не может – см. список травм). При излечении этой травмы потерянный орган не вернется.

Описание травмыСпособ полученияПримечания
1Слабость ног. Персонаж не может бегать и быстро передвигаться, детали отыгрыша — на выбор персонажа.Неудачная операция/опыт/зелье, карта власти, пытки —
2Отнявшаяся рука. Одна из рук персонажа постоянно находится на перевязи и он ее не использует.Неудачная операция/опыт/зельеДве руки одновременно травмированы быть не могут, кроме как по желанию самого персонажа
3Слабость рук. Персонаж не может владеть оружием и переносить тяжести (других персонажей).Неудачная операция/опыт/зелье —
4Слепота глаза. Персонаж закрывает повязкой один глаз — тот теряет способность видеть.Неудачная операция/опыт/зелье, карта власти, пыткиДва глаза одновременно травмированы быть не могут, кроме как по желанию самого персонажа
5Уродство. Персонаж закрывает тканью, любой другой повязкой или маской половину лица — сбоку или снизу (если он хочет закрыть верх лица, закрывает вместе с глазами) — закрываемая часть на его выбор. По желанию игрока возможны грим/шрамы.Неудачная операция/опыт/зелье, карта власти, пытки —
6Клеймо. На видимой части тела (в первую очередь на лице) рисуется плохо смываемое клеймо, например, перманентным маркером (возможны варианты). Клеймо нужно возобновлять, если оно по жизни стирается.Карта власти, пыткиМожет быть наложена многократно
7Шрамы. На лице персонажа оставляются плохо смываемые линии – шрамы, например, перманентным маркером (возможны варианты). Шрамы нужно возобновлять, если они по жизни стираются.Карта власти, пытки, сексМожет быть наложена многократно
8Печать насилия. После насилия совершивший его персонаж наносит себе на лицо одну яркую горизонтальную отчетливую полоску маркером или косметическим карандашом черного или темно-красного цвета.Насилие —
9Заикание — персонаж обязан заикаться. Подробности отыгрыша — на усмотрение игрока.Неудачная операция/опыт/зелье, карта власти, пытки —

Орган может быть получен только лекарем из живого донора на операционном столе в стационарном (НЕ полевом и соответствующим образом допущенном) госпитале. “Донор” при этом не должен оказывать сопротивления: пойти на процедуру добровольно, быть хорошо зафиксированным или оглушенным и т.д. При этом у донора отрезается (аккуратно отрывается) соответствующая часть ДК и проставляется, что именно извлечено, при извлечении нескольких органов – строго последовательно. Органы — побираемый предмет в игре, они не портятся, но что именно вы (или у вас) вырезали — проставляется сразу. 

Пол и возраст донора значения не имеют. Орган, извлеченный на операционном столе и использованный немедленно, может дать больший эффект при исследовании новых рецептов (а может и не дать). Если вы следуете при донорской операции некоторой инструкции или рецепту с мастерской печатью, возможны дополнительные обстоятельства процесса согласно этой инструкции (рецепту).

ВАЖНО! Уникальные травы и предметы в месте сбора, как правило, имеют просто чип «предмет в игре». Они редки, и вы никогда не можете быть уверены что именно перед вами. Использовать такой предмет в рецепте нельзя. 

Чтобы получить «опознанную» траву или уникальный предмет и сертификат с его названием, нужно принести найденную вещь во время сезона боев в одну из торговых точек с дальними городами – Медополь, Опал и Вяз на макрокарте. Там, за небольшие деньги (или как договоритесь) вам выдадут сертификат – «опознают» найденную вещь. Помните, что травы Опала не знают в Медополе, Медопольские в Вязе и т.д. – для каждого «вида» есть свое место, где его знают «в лицо».

Госпитали, их статус и антураж

Для проведения любых профессиональных медицинских мероприятий (все, кроме перевязки) необходимо специально оборудованное место – Госпиталь. Антураж госпиталя (как и самого врача) может сильно отличаться в зависимости от местных традиций и стиля лечения. Однако должны соблюдаться следующие требования:

  1. Должно быть место для проведения операций:
    • лежачее место для больного;
    • рядом – место, где располагаются инструменты врача при операции (стол или тумбочка);
    • свет (по крайней мере, на время операций).
  2. Должно быть место для восстановления — место для лежачего больного. В маленьких частных госпиталях может совпадать с местом для операций, но рекомендуем сделать все же два отдельных места.
  3. Должно быть место для изготовления лекарств и зелий. Если вы не планируете заниматься этим активно, то допустимо минимальное место, но оно все равно должно быть. Нужно хотя бы в самом простом формате организовать:
    • стол или поверхность;
    • емкость/емкости для результата;
    • свет (на время изготовления).

Желательно (но не обязательно) дополнить источником огня или его имитацией: горящая свеча, масляная лампа, спиртовка.

Полевой госпиталь возможен. Полевой госпиталь после “разворачивания” обязательно должен быть показан любому отслеживающему мастеру и зачипован (см. ниже). В полевом госпитале обязательно должны быть те же элементы: куда положить пациента, где разложить инструменты. При этом госпиталь должен быть отделен от основных боевых событий или пространством, или несколькими людьми охраны, или наспех сделанной оградой (крышей), обозначающей его размеры. То есть визуально он должен выделяться из окружающей среды. Зелья в полевом госпитале НЕ изготавливаются – готовьте заранее и приносите с собой.

Выделяется два типа госпиталей:

  1. Частный госпиталь.
  2. Городской госпиталь* (Городской Госпиталь Роз, Городской Госпиталь Чар, Городской Госпиталь Лордов или Логова и т.д.) – по числу локаций.

*официальные наименования, например «Первый имперский…» или «Имени мага Круга …» игроки могут придумать и дополнить самостоятельно.

Городской госпиталь или частный – это статус. Статус моделирует внимание властей: гранты, финансы, продвижение и т.д. Статус влияет на то, что в этом госпитале можно делать. Т.е. региональный мастер будет чиповать те или иные медицинские действия ТОЛЬКО в госпитале соответствующего уровня.

Таблица 1. Статусы госпиталей и чипуемые в них операции (действия)

Тип госпиталяДопустимое действие
Полевой госпиталь Лечение ран;
Частный госпитальЛечение ран;
Изготовление любых зелий по рецептам;
Донорские операции (извлечение органов);
Обучение молодых лекарей. 
Городской ГоспитальВсе, что допустимо в частном госпитале;
Лечение эпидемий;
Изготовление штаммов и источников заражения;
Изучение новых рецептов. 

ВАЖНО! Помните, что для чиповки действия вам не обязательно состоять в городском госпитале. Вам необходимо игровым способом получить в него физический доступ (например, прийти в пустое здание, захватить и т.д.) и зачиповать у мастера требуемое. Проверять, что вы делаете или исследуете, – забота других игроков, а не мастерская. Все прочее в месте проведения не ограничено: подготовительную работу, анализ, размышления и т.д. можно осуществлять где угодно.

Госпиталь (любой) может получить статус Городского, если будет объявлен таковым согласно правилам и традициям локации и на его входе будет размещен герб (флаг) города. При этом прежний городской госпиталь теряет свой статус, и герб с его входа снимается. Чтобы статус действовал, не забудьте сообщить о нем региональному мастеру при объявлении. На старте игры статус госпиталя также согласуется с региональным мастером.

Госпиталь чипуется мастером по медицине, любым региональным мастером или (только для полевых госпиталей) любым другим отслеживающим мастером. “Чиповка” заключается в проставлении мастером визы (печати) на “лист госпиталя”. Лист госпиталя игроки могут подготовить сами. Размер такого листа — А5 или больше, и в нем должно быть: 

  • Название госпиталя (у полевого сооружения оно тоже есть);
  • Принадлежность (в какой именно локации/крепости и т.д. госпиталь находится – для стационарных госпиталей, название отряда – для полевых);
  • Тип госпиталя (стационарный или полевой). Статус городского госпиталя в чипе не отмечается. 

ВАЖНО! Если у вас полевой госпиталь, озаботьтесь листом для него заранее: искать мастера не для чиповки, а чтобы получить этот лист, в момент боя будет несподручно.

Антураж оформления листа — на усмотрение игроков. При наличии заранее заготовленного листа чиповка госпиталя не займет много времени. При отсутствии листа — стационарным госпиталям стандартный лист будет выдан при их чиповке. Желательно разместить лист внутри/на входе в госпиталь, чтобы любой отслеживающий мастер мог его видеть.

Врачебное искусство

“Если врач знает название вашей болезни,
это еще не значит, что он знает,
что это такое”
Артур Блох

Лечение ран или хирургия

Лечение легких ран может производиться двумя способами: операционным (см. ниже) или консервативным. Во втором случае пациент может выпить приготовленное лекарем специальное зелье, и по прошествии 30 минут его раны пройдут, а перевязку можно будет снять. Безусловно, в отличие от операции зелье стоит денег, и хотя его рецепт известен не каждому лекарю или исследователю, он достаточно распространен среди военных врачей. Если вы или ваш пациент выбрали хирургическое лечение “с рисками без затрат”, то лечение раны происходит оперативно.  

Операция заключается в соответствующем отыгрыше и восстановлении пациента (см. требования к Госпиталям). Лекарь может регулировать время восстановления на свое усмотрение заявляя его пациенту, но не менее 15 и не более 60 минут (включая время самой операции). Повторная операция также может проводиться только после истечения этого времени, если магией или иными эффектами не допущено иного.

Лечение тяжелого ранения занимает две стадии: первая стадия — операционная, в результате нее персонаж может перейти в стадию легкого ранения, легкого ранения с травмой (см. ниже) или умереть. Если первая стадия была успешна, и персонаж перешел в состояние легкого ранения (неважно, с травмой или без), то:

  1. Он может покинуть вас в минимальных для легкого ранения хитах с видимой “окровавленной” повязкой на месте раны. Без повязки персонаж через 15 минут снова станет тяжело раненым. 
  2. Вы можете излечить его до полного восстановления зельем лечения легких ран (см. выше).
  3. Вы можете излечить его окончательно повторной операцией (если она будет успешна).

Антураж хирургического лечения мы оставляем на усмотрение медиков, с единственным требованием: согласовать его заранее с мастером по медицине или региональным мастером. Неутвержденный способ отыгрыша может быть запрещен (даже если вы показали его уже на полигоне и все-все привезли). Можете использовать сшивание пластыря или любой стиль на свое усмотрение в соответствии с антуражем, игровой этикой (не порть костюм ближнего своего) и спецификой вашего отряда и персонажа.

Модельная часть лечения заключается в использовании мешочка лекаря. В нем в начале медицинской карьеры находится 5 камней, 2 белого и 3 черного цветов (на старт игры опытные хирурги могут получить другой набор). После отыгрыша лечения есть два варианта развития событий на выбор лекаря:

  1. Лекарь объявляет операцию неудачной и убирает из своего мешочка один черный камень, как если бы он был вытянут.
  2. Пациент (или лекарь по договоренности игроков) вытаскивает один камень из мешочка. Белый – успех, черный – провал.

При провале операции, как и при объявлении неудачи, легкое ранение становится тяжелым, а тяжелораненый погибает. После вытаскивания камень откладывается и НЕ возвращается в мешочек. Каждая операция фиксируется в книге лекаря в формате «Имя пациента – результат операции». Получение пациентом травмы фиксируется. Если при операции используются зелья, влияющие на ее успех, они также указываются.

Когда мешочек пустеет, лекарь сам набирает новый, исходя из следующего правила: ИЛИ на один белый камень больше; ИЛИ такое же количество камней, но на один черный камень меньше. При этом в мешочке не может не быть черных камней вообще – один черный камень всегда должен быть в наборе. Если у лекаря больше 1 черного камня в наборе, то какой вариант выбрать решает он. Иначе, очевидно, увеличивается число белых камней. 

Лекарь может набирать заново мешочек не только когда в нем не осталось камней, но и когда остался ОДИН любой камень. Когда идти за новым набором — выбор лекаря. В случае, если набор камней не выбран полностью (остался 1 камень), в новом наборе также будет больше на один камень, но всегда на черный.

Новый набор фиксируется в книге лекаря. Мастер в любой момент может проверить состояние мешочка камней лекаря и записи о его операциях – в ваших интересах, чтобы они сошлись :).

Если на состав камней влияли зелья, эффект длится одну операцию, и потом мешочек приводится в итоговое состояние согласно инструкции на эффекте зелья.

ВАЖНО! Также у лекаря есть 1 красный камень – отдельно. Лекарь при любом исходе (не важно, белый или черный камень вытащил пациент) может заменить его на красный – тогда вытащенный камень возвращается ОБРАТНО в мешочек, а уже красный уходит в «сброс». В этом случае, на выбор лекаря, пациент или непременно умирает, или непременно выживает, но если выживает обязательно получает травму.

Красный камень возвращается лекарю при новом наборе мешочка для операций.

Воздействия (зелья и болезни)

Какие бывают воздействия и как они работают

Воздействия на игре бывают физического (например, зелья или болезни) или мистического (например, заклинания или… болезни!) характера. Лекарь способен избавить от физических воздействий и некоторых магических. Важно знать, что даже если лекарь знает, как бороться с воздействием, наложенным, например, на отряд, он (в отличие от мага) лечит каждого персонажа по отдельности.

Воздействия на отдельных персонажей лечатся изготовленными по рецептам зельями. У каждого воздействия есть название. Если лекарь имеет рецепт с названием «Лечение ХХХ», он может изготовить зелье и вылечить воздействие «ХХХ». 

Медик может «изготавливать» зелья, штаммы болезней и источники заражения эпидемий. Зелья принимаются внутрь, как еда или питье. Болезнью можно заразить другого персонажа, но только если у вас есть специальный клейкий чип — «штамм» (это работает примерно как яд). Заражение штаммом контактно: работает через одежду или предмет в руках жертвы. Например, если вы наклеили «штамм» на спину персонажа, он заражен. Если на тарелку на столе, то заражен тот, кто первым взял ее в руки. Заразиться дважды от одного штамма НЕЛЬЗЯ.

Здесь действует “презумпция невиновности”: если установить достоверно, кто первым взял предмет (или одел ли персонаж плащ, который вы «заразили») невозможно, например, по причине общей сутолоки или слетания чипа, заражение считается неудачным. Будьте внимательны и сообщайте о таких действиях региональному мастеру во избежание конфликтов. 

ВАЖНО! Все великие маги не подвержены обычным болезням (о необычных вам сообщат в Курганах или иных интересных местах), однако зелья на них действуют в обычном порядке.

Зараженный обменивает «штамм» на карточку болезни у регионального мастера.  Иногда карточка болезни может вручаться вам напрямую без штамма: например, если болезнь на вас насылает маг или если вы подцепили ее в особом месте.

Воздействия могут быть направлены не на отдельного персонажа, а на локацию. Это – эпидемии. Эпидемии распространяются на локацию и относящуюся к ней крепость. Они не затрагивают отдельных персонажей внутри периметра, но могут влиять на его характеристики (экономические, военные и т.д.). Они не возникают просто так – для каждой эпидемии есть игротехническая или игровая причина. Более подробно об этом можно прочитать в соответствующем разделе.

О болезнях

В мире игры моделируется набор эффектов, вызываемых болезнями и зельями. Любая болезнь состоит из набора эффектов, или «симптомов». Они указаны в стреч-карте, которую больной получает от регионального мастера в обмен на штамм или от игрока (игротехника) напрямую. Больной открывает первую полосу карты немедленно и дальше действует согласно инструкции на карте. 

В карте может быть указан симптом из списка: Слепота, Бред и т.д. с советующими пояснениями и не моделируемые признаки (например, изменение цвета слизистых) которые может использовать врач при опознавании болезни. Отыгрыш не моделируемых признаков рекомендуется на усмотрение больного. 

При открытии каждой следующей строки карточки болезни эффект предыдущей сохраняется, если не сказано иного. Если на карте не сказано иначе, зелье от каждого конкретного эффекта (лечение Слепоты) например, снимает симптом, но НЕ вылечивает болезнь: строки карты продолжают открываться в обычном порядке и прочие эффекты сохраняются. Болезнь вылечивается полностью и без последствий ТОЛЬКО лекарством именно от этой болезни (или не медицинским воздействием: магия и ets).

Если болезнь не вылечена, после открытия последней строки больной получает «пост-эффект» болезни: выздоровление, легкое или тяжелое ранение или смерть. На этом карта болезни заканчивает свое действие и передается ближайшему региональному мастеру или мастеру по медицине (как и в случае исцеления). Если болезнь вылечена, открыть оставшиеся «закрытыми» строки, чтобы посмотреть, что там – нельзя.

Эпидемии 

Эпидемии как явление

Как сказано выше, эпидемия накладывается на локацию.  Чип эпидемии крепится на входе в зараженную локацию (главном, если их несколько). Если эпидемия инициирована игроком, он сообщает о ней региональному мастеру. Региональный мастер сообщает обитателям локации, что у них эпидемия (если там кто-то есть, конечно), и проставляет на чипе время начала – с этого момента начинает отсчитываться срок эпидемии.

Чип эпидемии, как и чип болезни – это стретч-карта, открывающаяся последовательно. Эпидемия имеет несколько стадий, и если она не вылечена по истечению соответствующего времени, переходит на следующую. Если очередной эффект эпидемии оказывает влияние на время удержания связанной с локацией крепости, региональный мастер или любой мастер – помощник отмечает это на чипе на воротах крепости, а так же на доске объявлений в городе. Если эпидемия вылечена, этот эффект также снимается. Так же, как и в случае болезни, новая строка в сертификате эпидемии не отменяет действия предыдущей, если прямо не написано иного.

Если эпидемию не лечить вообще, она проходит сама, но только по истечении своего весьма длительного срока действия.

Для «лечения» эпидемий необходимо:

  1. Изготовить зелье лечения, соответствующее эпидемии (название прописано на карточке эпидемии). Если у вас нет рецепта — хороший повод его найти!
  2. Найти и уничтожить (или сложить в специальную посуду – см. выше) «источник заражения».

Если зелье изготовлено, а источник не найден, эпидемия начнется снова (с начальной или прежней стадии на усмотрение регионального мастера). Если источник уничтожен, а зелье не изготовлено, эпидемия продолжается в обычном порядке. 

ВАЖНО! Две эпидемии в городе одновременно невозможны. Вторая начнется только осле излечения или окончания первой, если ее источник заражения не был к тому моменту уничтожен.

Источник заражения есть всегда и представляет собой какой-либо небольшой яркий предмет с соответствующим чипом. Источник заражения сам по себе не заразен, но мы рекомендуем придерживаться в отыгрыше тех же правил, что и при обращении со штаммами (см. ниже). Иначе вы можете неожиданно подхватить неизвестную болезнь.

Распространение эпидемий

У эпидемий, как сказано выше, может быть игровая причина – игрок, сознательно заразивший локацию болезнью. Для того, чтобы это сделать, нужно иметь готовый – найденный где-то или изготовленный медиком источник заражения (быть медиком при этом самому не обязательно). Один и тот же источник может использоваться многократно, пока не будет уничтожен.

Источник заражения – яркий (!) предмет с соответствующим чипом. Игроки могут заготовить сами несколько таких предметов. Он помещается в локации на условно видное, а главное – в меру людное место. Например, городское кладбище, площадь или задние – вполне подходящее место. Под лавкой в трактире или сбоку у туалета – нет. Место согласует региональный мастер, который после размещения источника помещает чип эпидемии на на доску объявлений в городе. Если эпидемия затрагивает крепость в боевой зоне, её эффект отмечается в общем листе эффектов на её воротах.

Прядок действий при заражении эпидемией:

  1. Добудьте Источник заражения с предлагающейся к нему карточкой эпидемии (выдается при чиповке источника). Далее карточка всегда перемещается с источником до его применения.
  2. Поместите источник в подходящее место в заражаемой локации и сообщите об этом региональному мастеру. Передайте ему карточку эпидемии.
  3. Ждите.

Заражение локации может быть только сознательным – если вы потеряли источник на дороге или в палатке, оставили его на лавке или подкинули под мост, героически отступая, заражения локации не случится. Только сознательная подготовленная акция под контролем регионального мастера приводит к эпидемии.

О технике работы с заразой 

Если вы внезапно обнаружили где-то штамм, возможны ситуации:

  1. Штамм еще не использован и не был ни на что наклеен. Вывод: вы нашли неизвестную не активную заразу. Ее можно забрать (без особых осторожностей) и использовать по своему усмотрению.
  2. Штамм был (ранее) наклеен на предмет, но сейчас отвалился/потерялся и т.д. Вывод: вы нашли остатки заразы, которые более не опасны. Их можно забрать (без особых осторожностей) и использовать по своему усмотрению.
  3. Штамм наклеен на предмет, но никто не заразился. Вывод: вы нашли зараженный предмет, он опасен. Используйте технику безопасности, описанную ниже.

Трогать активный штамм руками, даже в перчатках, категорически нельзя. Используйте соответствующие щипцы и приспособления. Хотя, если вы специализируетесь на эпидемиях, региональный мастер или мастер по медицине может зачиповать вам специальные перчатки при должной антуражности. НО! Они обязательно должны быть побираемым предметом в игре (причем они, а не только чип на них) — будьте к этому готовы. Если вы схватили руками штамм – вы заражены. Получите у регионального мастера в обмен на него карточку болезни. Если от зараженного предмета с наклеенным штаммом пока никто не заразился, его, также как источник заражения, можно (даже не имея профессии лекаря):

  1. Уничтожить. Для этого воспользуйтесь подручными предметами для перемещения зараженного объекта в огонь (игровой! Сжигать в пожизневом очаге, если объект вам и владельцу не ценен, можно, но совершенно не обязательно). 
  2. Забрать, переместив в специальную посуду (требования к ней см. ниже) и использовать по своему усмотрению.

Если вы храните штамм или источник заражения (см. Эпидемии) длительное время или в активном (для штамма) состоянии, вам понадобится специальная «тара». Это может быть любая тара, отвечающая следующим требованиям:

  1. Относительно плотно/надежно закрывается (на усмотрение чипующего мастера);
  2. Побираема (это игровой предмет, будьте готовы с ним расстаться);
  3. Прозрачна (или относительно прозрачна), но при этом условно антуражна;
  4. Имеет надпись на крышке о том, что в ней хранится, и чип «предмет в игре». С изменением содержимого этикетку можно менять. 

Самый простой бюджетный вариант – стеклянная банка или пластиковый контейнер с декорированной крышкой.

Рецепты и зелья

“Прежде магию путали с медициной;
ныне медицину путают с магией”
Томас Сас

Рецепт – штука, нужная, чтобы варить зелья или изготавливать штаммы. Рецепт состоит из двух частей: игровой (описательной), включающей общее описание рецепта и перечень ингредиентов, и игротехнической, где указано официальное название, четкий список моделируемых ингредиентов и эффект. Без любой из этих частей или при внесении в них искажений рецепт не действителен

Рецепты – игровая информация: их можно красть, переписывать и копировать любым игровым способом. Рецепты чипует региональный мастер, сверяя их с предоставленным персонажем образцом (если, например, ученик переписывает рецепт у учителя) или сверяя рецепт по перечню в мастерских правилах.

При чиповке на рецепт в книге лекаря ставится мастерская печать.

Стартовые рецепты персонажа чипует или региональный мастер согласно выданным ему спискам доступных рецептов (на персонажа) или мастер по медицине. Чипуются только рецепты, зафиксированные в игровой книге лекаря персонажа. Стартовые рецепты должны быть туда переписаны.

Разработка новых рецептов заключается в поиске игровых частей рецептов по библиотекам, частным коллекциям и иным местам, где они могут оказаться, и серии опытов по разработке игротехнической части.

Приняты следующие правила приема и создания зелий:

  1. Персонаж не может принять зелье незаметно для себя. Вы можете не сообщать ему, что это зелье, а предложить «тонизирующий чай», но немедленно по принятию ему должен быть описан эффект и предъявлен сертификат. “Отложенное действие” зелья невозможно. 
  2. Без добровольного согласия зелье может быть «принято» зафиксированным персонажем (например, связанным; или персонажем, чья воля подчинена), однако он должен находиться в сознании. 
  3. Во избежание неприятностей мы настоятельно просим в качестве зелий использовать чистую воду, как максимум – чуть подкрашенную чаем. Иное – по взаимной договоренности игроков.

Варка зелья также фиксируется рядом с рецептом в книге лекаря: сколько порций он изготовил по этому рецепту. Для зелий, которые вы намереваетесь распространять или перевозить по полигону (всех, кроме тех, что принимаются сразу после изготовления), также стоит привезти плотно закрывающуюся тару.

Варить зелья может любой персонаж, обладающий профессией «Лекарь» при наличии рецепта. С точки зрения игры все зелья делаются несколькими способами, это важно для их разработки:

  1. Настойкой
  2. Возгонкой 
  3. Варкой

Однако, отыгрыш изготовления и антураж остаются на усмотрение игрока, аналогично и с хирургическими операциями. Делать три разных способа отыгрыша и три антуража мы вас не просим:)

ВАЖНО! При наличии зачипованного рецепта в книге лекарь может сам подготовить сертификат зелья (формат сертификата будет выложен перед игрой), заполнив в нем эффект согласно игротехническому эффекту рецепта. После чего для того, чтобы зелье стало рабочим, он получает у мастера печать на этот сертификат, предъявляя рецепт. Если зелье немедленно используется при лекаре, сертификат можно не выписывать, предъявив в его качестве рецепт и сдав ингредиенты мастеру. 

Создание новых рецептов

“Многие из нас умрут ради науки,
даже не подозревая об этом”
Герхард Кохер

Структура рецепта и исторические источники

Все болезни и эффекты имеют уникальные названия. Необходимо в библиотеках, частных коллекциях, у торговцев или в любом другом месте, где получится, найти часть информации с соответствующим названием, где указаны необходимые сведения для полноценного описания рецепта, – из этих фрагментов (1-3) составляется игровое описание рецепта. В больших трактатах значимым считается абзац текста, перед которым (как наименование) или внутри которого фигурирует название болезни (эффекта) с прописной буквы.

Если рецепт фрагментирован, это никак на нем явно не указано (как и число фрагментов). Название есть в каждом фрагменте. Предположить незаконченность можно только по содержательной части. Порядок расположения фрагментов исследователь определяет самостоятельно, исходя из их содержания.

После того, как найдена игровая часть, можно приступать к созданию готового рецепта. Напоминаем, что без игротехнической части рецепт не действителен. Для получения игротехнической части необходима серия экспериментов. 

В игровом описании некоторые части могут быть опущены, например, может присутствовать такой фрагмент: «состав получается *** Крови мужчины в течении 15 минут». Прим.: напоминаем, что пол и характеристики донора значения не имеют, однако вы можете аппелировать к ним как к антуражной стороне.

В игротехническом описании указываются все необходимые ингредиенты (например: Кровь, Антроцит с курганов). Все прочие ингредиенты, которые фигурируют в рецепте: травы, минералы и т.д. без специальных уточнений, указывающих на их уникальность, собирать не нужно: они моделируются уплачиваемой за рецепт региональному мастеру суммой денег (если требуется). 

Отличить моделируемый и не моделируемый ингредиент можно так: 

1. Если это орган, он моделируется всегда. В игровой части рецептов, как правило, органы тоже указаны с прописной буквы.

2. Если это травы, минералы или иные объекты с четким названием с заглавной буквы (Антроцит, Белый Камень Курганов, трава Львиный Зев), то он моделируется. Если указано общее описание (какая-нибудь белая соль, корни растения(й) семейства крестоцветных и т.д.), то НЕ моделируется.

Денежная сумма за рецепт будет небольшой, она зависит от редкости и сложности рецепта. Цена простого зелья сопоставима с ценой порции самой простой еды в кабаке.

Новый рецепт

Для того, чтобы получить готовый рецепт, необходимо:

  1. Правильно выписать из игрового описания ингредиенты рецепта (в готовом рецепте для чиповки они приводятся списком в конце рецепта).
  2. Заполнить «пробелы» в игровом описании. Это может быть:
    • Способ изготовления зелья (настойка, возгонка, варка) Пример: «состав получается *** Крови мужчины в течении 15 минут».
    • Ингредиенты (перечень приведен выше, в ресурсах) Пример: «состав получается возгонкой *** мужчины в течении 15 минут». Если в рецепте указано, что орган «важный», значит, речь идет о категории «жизненно важные». Если «второстепенный», соответствующей категории. Он может принадлежать любой категории, если ничего подобного не сказано.
    • Если в рецепте указано «И добавить пять капель настоя травы ***», это значит, что пропущено название редкой травы – моделируемого ингредиента. Его можно попробовать угадать, используя знания о травах.
  3. Провести опыт, проверив действие рецепта.

Безусловно, можно получить рецепт перебором конечного числа вариантов пропущенных значений – на то они и опыты. 

Если рецепт неверен, ваш «подопытный» умрет или пострадает иным образом, указанным мастером. Некоторые рецепты могут использоваться с разными способами изготовления зелья и давать одинаковый или разный эффекты. 

Если рецепт верен, то подопытный получит эффект рецепта, а вы – требуемую часть в точной формулировке, которую запишете к себе. НО! Подопытный может и часто будет страдать и при успешном завершении опыта: считается, что лекарь в этом опыте подбирал время и особенности рецептуры, а потому не мог сделать зелье сразу «как положено». Зато он, скорее всего, останется в живых.

Навести на мысль о верном способе действий может другой текст источника (например, там может быть написано, что донор умер на операционном столе, или что лекарь ждал, пока зелье настоится, пару недель). Однако документы имеют тенденцию искажаться с течением времени, да и люди прикладывают к ним руку, так что эта информация может оказаться неверной. Следовать ей или нет – решать вам.

Опыты и эксперименты

Для составления готового рецепта и получения игротехнического описания лекарю необходимо провести соответствующие эксперименты. Они заключаются в изготовлении выбранным им способом состава и в его испытаниях на подопытном. 

Порядок изготовления пробного зелья:

  1. Составление экспериментального описания рецепта (с заполненными пробелами) и внесение его в лабораторный журнал.
  2. Изготовление «пробного» образца зелья. Образец принимается подопытным сразу, чиповать зелье не нужно — достаточно фиксации ресурсов на зелье в мастерском экземпляре лабораторного журнала (см. ниже) — и мастер сразу укажет подопытному эффект. Прием зелий при создании (восстанволении) рецептов происходит только в городском госпитале при отслеживающем мастере. Подготовительную работу можно провести где угодно.
  3. Испытывание подопытным эффектов зелья согласно выданному региональным мастером эффекту.
  4. Фиксация под контролем регионального мастера результата эксперимента:
    • или выдача игротехнического эффекта и фиксация итогового рецепта из игровой и игротехнической частей в книге лекаря,
    • или фиксация в журнале неудачного эксперимента.

*Здесь и далее региональный мастер может быть подменен мастером по медицине или помощником мастера по медицине. Если в тексте указано «при региональном мастере», а регионального мастера рядом нет, то «жертва» должна дойти до ближайшего регионального мастера в течении 30 минут, чтобы выяснить что с ней случилось. Если этого не происходит, «жертва» умирает. Если это подопытный эксперимента, эксперимент признается неудачным. Спорные случаи (29 минут, 32 минуты, «я ждал в очереди» и т.д.) региональный мастер может решать по своему усмотрению. 

При изготовлении зелья лекарь формирует и ведет лабораторный журнал. Лабораторный журнал ведется в 2-х экземплярах: один сдается по окончанию опыта (или серии опытов) региональному мастеру, второй должен быть зафиксирован в книге лекаря. В мастерской копии закрепляются потраченные на экспериментальные зелья ингредиенты. В журнале фиксируется:

  1. Название зелья, данное лекарем или взятое из исторического источника (игровой библиотеки);
  2. Исторический источник и способ его получения (библиотека, откуда он был взят, имя торговца, у которого куплен и т.д.);
  3. Текст рецепта из исторического источника с пропусками, то есть как он был;
  4. Список ингредиентов (с закрепленными чипами для мастерского экземпляра – прихватите с собой степлер или клей);
  5. Описание опытов в следующем формате:
    • Номер опыта;
    • Текст с заполненными пробелами;
    • Имя подопытного («парень из нашей темницы, пойманный за воровство» или «лорд в синем со змеей, который мне не нравится» тоже подойдет); 
    • Описание эффектов действия зелья на подопытного, включая последствия для подопытного;
    • Заключение по эксперименту: успех и игротехническая часть рецепта или неуспех.

Изготовление источников заражения и штаммов происходит аналогично зельям. Промежуточный результат, который дается подопытному, – ВСЕГДА то же зелье, принимаемое по правилам зелий, даже если в результате получается что-то иное.

Обучение медицине

“Врач не может стать по-настоящему хорошим врачом,
пока не убьет одного или двух пациентов”
Индийское изречение

Обучение с нуля

Если вы решили на игре стать врачом, вам необходимо найти профессионального лекаря, готового взять вас в ученики. Для обучения нужен только учитель, особого статуса места обучения не требуется.

Ученик заводит сначала книгу, которая впоследствии станет его Книгой лекаря. В нее на первой странице вписывается учитель (или учителя). В дальнейшем для получения профессии ученик должен пройти несколько стадий. Порядок их фиксации в книге и фактической «сдачи» не важен, он может быть любым.

  1. Выучить все правила по медицине. Экзамен сдается учителю и потом вторично – региональному мастеру. 
  2. Провести со своим учителем несколько операций. В этом случае операцию проводит ученик под руководством учителя, он же тащит камень – из набора камней учителя. Операции засчитываются за «пройденное», когда у ученика по крайней мере один пациент выживет И по крайней мере один пациент умрет.
    • Все операции фиксируются как в книге учителя (с пометкой про обучение), так и в книге ученика.
    • Примечание: операции, проведенные с учеником, засчитываются за практику и его учителю, так как модельно тратят его камни.
    • Примечание: одна операция – один камень, а значит один ученик. Если у вас два ученика, оперируют они с вами по отдельности.
  3. Изготовить по крайней мере одно зелье (или штамм, или источник заражения) по рецепту. 

Такие навыки, как изготовление новых рецептов, лечение эпидемий и прочие вопросы, не вошедшие в перечисленный набор, проверяются  тестом на знание правил и моделей: вопросами учителя и регионального мастера, хотя Университет, крупные госпитали и другие учебные заведения при желании могут сами включить их в программу подготовки.

С книгой, в которой зафиксирован учитель, прием учителем знаний правил, соответствующие операции и изготовление зелья (соответственно, наличествует и рецепт этого зелья) ученик обращается к региональному мастеру и получает карту власти своей профессии. 

Также ему следует озаботиться (заранее, покупкой на полигоне или иным образом) мешочком со стартовым набором камней для операций  – без него также лечить нельзя. Базовый набор новичка – 2 белых, 3 черных + 1 красный. В ряде случаев (например, при обучении в университете) соотношение или число камней изменено. 

Совершенствование навыков

В течение жизни медик развивается, и в этом разделе перечислены пути совершенствования навыков, так или иначе освещенные в остальных частях правил. Это:

  1. Совершенствование хирургических навыков. Описано в разделе «Лечение ран или хирургия» и заключается в варьировании компонентов мешочка лекаря.
  2. Расширение своих знаний в области медицины. Заключается в:
  3. Расширение своих знаний в естественно-научной области, в частности, в вопросах:
    • Какие особые ингредиенты связаны с какими болезнями и почему.
    • Какие болезни связаны с какими штаммами и в чем природа этой взаимосвязи.
    • Человеческие органы и их влияние на зелья (почему в конкретных зельях используются конкретные органы человека).

Часть этой информации прямо или косвенно может находиться в библиотеках, но большую ее часть можно получить экспериментальным путем. Именно эксперимент и практика являются основой для совершенствования в области этой науки.

Вам понадобится мастер: когда?

Многие действия игрок–лекарь может делать сам, мы не считаем возможным и нужным приставлять мастера к каждому. 

Вам понадобится мастер по медицине, региональный мастер или заменяющий их помощник, когда:

  1. Вы становитесь врачом – получить карту власти и прочиповать книгу.
  2. Вы чипутете рецепты у себя в книге.
  3. Вы чипуете зелье или сдаете ингредиенты за его создание.
  4. Вы испытываете потенциальное новое зелье на подопытном.
  5. Вы заражаете штаммом.
  6. Вы заражаете локацию эпидемией.
  7. Вы лечите эпидемию: сдаете зелье лечения и уничтожаете источник заражения.

Вам понадобится любой мастер-посредник, когда:

  1. Вы развернули полевой госпиталь.